Украинский политик рассказал, как нужно спасать Украину пока еще не поздно

В эксклюзивном интервью «Сегодня» кандидат в президенты рассказал о том, опасен ли, на его взгляд, федерализм, какой может стать страна, сложившаяся из Объединенных земель, и о 200 тысячах долларов на каждого гражданина

«Сегодня» продолжает серию публикаций с кандидатами в президенты. На этот раз наш собеседник — бывший замгенпрокурора Ренат Кузьмин.

— Ренат Равельевич! Вы первым заявили об участии в предвыборной кампании и зарегистрировались в ЦИК. Как пришли к решению баллотироваться?

— Я очень хорошо знаю, как работала прежняя власть. Также знаю, как будет работать новая. То, что сейчас происходит в стране, может закончиться в худшем случае полным развалом и уничтожением Украины как государства. Я точно знаю, что нужно сделать, чтоб этого не произошло.

— Как удалось заработать 2,5 млн грн взноса для регистрации в ЦИК? Кто-то помог?

— Я достаточно обеспеченный человек, чтобы обойтись без чьей-то помощи. Почему-то все задают этот вопрос, словно в стране нет более важных проблем.

— В предвыборной программе ключевая идея — превратить Украину в процветающую страну, а граждан — в счастливых и обеспеченных. Реально в нынешних условиях?

— Да, ключевая идея — изменить страну, создав государство успешных, состоятельных людей. Чтобы реализовать ее, необходимо несколько важных шагов. Определить основу государственности, провести референдум, принять новую Конституцию, выстроить экономическую модель. Нужны быстрые, эффективные решения. Удастся — будем жить по-другому.

— Конкретизируем. Как определять основу государственности?

— Путем референдума. Государственное устройство должны выбрать люди, определившись, к чему они тяготеют. Предлагаю взять на вооружение опыт развитых стран, создав Соединенные Штаты Европы в Украине. Или Объединенные земли Украины.

— Что это такое? И как собираетесь объединять земли, если Украину, как Югославию, пытаются растащить по кускам?

— Нас пугают перспективой раздела страны, сепаратизмом, федерализацией. Эти слова стали чуть ли не ругательствами. Хотя далеко не все знают их значение. На мой взгляд, в том же федерализме нет ничего предосудительного. Многие преуспевающие государства прошли через него. Например, Бельгия, Германия. Я вижу свою задачу именно в объединении Украины, но сделать это необходимо так, чтобы все граждане страны могли демократическим путем определить форму государственного устройства.

— Как это видится в Украине?

— В рамках единого государства могут быть объединены несколько федеративных образований — Западно-украинские земли, Юго-восточные, Центральные. Земли, штаты — не в названии суть. Суть в том, что в каждом из образований будет свой парламент, свое правительство, полиция. Свои налоги, в конце-концов. Но все эти земли — в одном государстве под названием Украина — с общими органами управления. Что тут плохого? В США — свои штаты. В Европе — Евросоюз.

— Но как это на практике осуществить, если регионы провозглашают свои, не зависимые от центра республики?

— Нужно создать Комиссию национального примирения, включив туда уважаемых людей, ученых в области конституционного права, пригласить специалистов из Европы, США и выработать механизм того, как и что нужно делать. На референдуме определились с госустройством, проголосовали за новые законы, приняли Конституцию, создали территориальные единицы в рамках единого государства и начали жить по-новому, спокойно, в нормальной стране.

— А как поднять благосостояние граждан?

— За счет создания свободных экономических зон, внедрения лучшего опыта банковского бизнеса, отмены десятков налогов, введения единого, общенационального, создания налоговых гаваней. За счет использования природных ресурсов, как в Норвегии, Эмиратах, где каждый гражданин получает долю прибыли от их использования. Природные богатства, по Конституции Украины, являются народным достоянием. Значит, и нашим с вами достоянием. Недра Украины оцениваются примерно в 11 триллионов долларов США. То есть, более $200 тысяч на одного гражданина, включая пенсионеров и новорожденных. На личный счет каждого будут поступать средства от использования природных ресурсов и от доходных отраслей экономики. Вот схема, которую предлагаю я.

— Если все так просто, почему этого нет?

— Потому что это никому не нужно. Во власти не должно быть бизнесменов, менеджеров. Хочешь зарабатывать много — занимайся бизнесом. Пришел в политику — занимайся государственным управлением страны. Необходимо, чтобы в Украину из-за рубежа вернулись лучшие специалисты, чтобы к управлению страной пришла молодежь.

— С кем готовы работать в коалиции, а с кем нет, если это будет, допустим, Комиссия национального примирения?

— Национальное примирение — это тест на политическую зрелость. Когда львовские патриоты перестанут называть москалями донецких, а те — жителей западных областей бандеровцами, это станет первым шагом к примирению. Надо честно сказать друг другу: у нас разная история, разная культура, разное мировоззрение, религия — и та разная. Но при всей разности, мы хотим построить счастливое государство, и давайте, объединившись вокруг общей идеи, будем его создавать.

— Удастся ли вернуть Крым?

— Как бы прискорбно это ни звучало, Крым сдали без единого выстрела. Можно много говорить, что Крым вернем, но зачем нужно было его отдавать? Забрать можно только то, что отдают. Впрочем, в политике нет ничего невозможного. И как Крым от нас ушел, так же может вернуться. Но только при определенных условиях.

— Для вас крымские события стали неожиданными? Почему Путин повел себя так агрессивно?

— Он президент своей страны и защищает ее интересы. Он не президент Украины. Для Путина на первом месте государственные интересы России. И он ими руководствуется. Было бы хорошо и правильно, если бы наша власть так же думала об интересах страны, а не о личной выгоде.

— Как успокоить Юго-Восток страны, что предпринять, чтобы и Донецк, и Луганск, и Харьков не стали «Крымом»?

— Главная ошибка прежней власти — она не слышала людей, делала вид, что ничего не происходит. Нынешняя совершает ту же ошибку. Если люди хотят диалога, власть должна реагировать. Выслушайте, посоветуйтесь с ними, выработайте общее, взаимоприемлемое решение, которое удовлетворило бы все стороны. Федерализация? Почему нет? Пусть не один, не два-три человека определяют, как жить стране или региону. Пусть народ решит. А за него это пытаются делать другие. Тогда во имя чего полегла Небесная сотня? Во имя чего люди выходили на Майдан? Кто-то шел под пули снайперов, жертвуя собой, а кто-то давал команду убивать. Власть замалчивает, что в противостоянии была и другая сторона, у которой тоже были погибшие, раненые — сотрудники милиции, бойцы Внутренних войск. Но одни герои, а другие — никто. Разве это не наши с вами граждане? 18—20-летних мальчишек тоже расстреливали в упор — почему об этом власть молчит?

Посмотрите, что сейчас происходит в Славянске — город в огне. Против людей направлена армия, БТРы и другая военная техника. Уже есть жертвы, и это не военные, а мирные жители.
Сегодня Генеральный секретарь ОБСЕ Ламберто Заньер заявил, что ситуация на Востоке Украины обусловлена недоверием протестующих к киевским властям.

Сила применяется к протестующим гражданам Украины, а не к террористам с оружием, как хотят представить это некоторые политики в Киеве. Неплохо бы этим политикам заглянуть в толковый словарь, обратиться к законодательству Украины и расшифровать для себя значение слова «терроризм».

В то же время депутаты Донецкого облсовета требуют от Киева прекратить силовые действия и вывести войска. Вдумайтесь — войска против своего же народа. И что делать?

— В каких политических союзах и военных альянсах, по-вашему, Украина должна участвовать, а в каких нет?

— Это тоже не должен определять один человек. Нужен референдум. У любой проблемы есть несколько решений. А в каждом — несколько заинтересованных сторон. Пусть убеждают, показывают преимущества того или иного решения, касается ли оно вступления в НАТО, Таможенный союз, ЕС, другое образование либо отказа от этого. Затем необходимо созвать представительский форум общенационального масштаба, широко обсудить проблему, выработать единое, возможно, компромиссное решение. И только после этого приступить к его реализации. Президент страны обязан думать не только о внутренней, но и о внешней политике государства и участвовать в геополитических процессах.

— Что главное в языковом вопросе?

— Проблема создана искусственно. В стране миллионы русскоговорящих украинцев. Надо уважать их право говорить на родном языке. Как и право представителей других национальностей, живущих в Украине. Но если человек идет во власть, он должен и знать, и говорить на государственном, принятом большинством населения.

— Любая предвыборная кампания – война компроматов. У вас как у кандидата хватает недоброжелателей. Не боитесь вброса негатива?

— Нет, не боюсь.

Источник: segodnya.ua