Мировые СМИ рассказали об истинных намерениях Европы касательно Украины

Экономист Андерс Ослунд, в своем блог на сайте Института международной экономики Питерсона, где он является старшим научным сотрудником, предлагает будущему президенту Петру Порошенко распустить парламент. Этот шаг должен помочь достичь “политической стабильности” в условиях российской агрессии в Восточной Украине.

Ослунд приводит как минимум пять причин, почему Верховную Раду следует переизбрать.

Первой есть “отсутствие четкого разрыва со старой коммунистической элитой”. По его мнению, внеочередные парламентские выборы способны заверить “полный демократический прорыв”.

Второй является то, что последние парламентские выборы в 2012 году прошли со значительными нарушениями и баланс сил, сформировавшийся в Верховной Раде после выборов, не соответствовал настоящему волеизъявлению избирателей.

Третьей является то, что нынешний состав парламента считают глубоко коррумпированным и неспособным поддерживать курс на борьбу с коррупцией.

Четвертой причиной является необходимость сформировать новый состав парламента, который бы отражал новые взгляды избирателей, которые изменились после последней демократической революции. Речь идет о том, что старая партия власти дискредитировала себя, и, в то же время, появились новые политические “звезды”.

Пятой есть предыдущий опыт Украины, который свидетельствует о потребности в обновлении состава парламента для достижения демократического прорыва. Старый состав парламента в 1991-1994 годах, который не был демократическим, поскольку был избран еще при СССР в 1990 году, причинил значительный ущерб стране. Аналогичным образом после Оранжевой революции украинские лидеры упустили время.

Самуэль Чарап, старший научный сотрудник, директор программы исследований России и Евразии в Международном институте стратегических исследований, в статье в The New York Times настаивает на поисках политического решения” кризиса в Восточной Украине, пугая читателей перспективой “гражданской войны” в Украине.

Поэтому он рекомендует западным правительствам убедить украинскую власть работать над поисками несилового решения, что уменьшило бы поддержку идей сепаратизма среди населения Донецкой и Луганской областей.

Несмотря на высокую поддержку, которую получил Петр Порошенко на выборах 25 мая, и его победу во всех регионах, Чарап утверждает, что линии раскола в Украине не исчезли. По его мнению, США следовало бы осудить “кровопролития” на Востоке Украины, и не забывать, что тамошнее население преимущественно негативно настроено к правительству в Киеве. Он убежден, что АТО, которую проводит правительство в этих регионах, укрепила негативное восприятие центрального правительства. Обычно, антитеррористические операции могут иметь последствия противоположные ожидаемым, особенно, когда гражданское население больше сочувствует територистам, чем военным, которые с ними воюют.

Исходя из этого предположения, Чарап предлагает украинскому правительству и его западным партнерам сосредоточиться на трех приоритетах, что могут сделать больше для стабилизации и объединения Украины, чем недавние президентские выборы: 1) прекращение антитеррористической операции и искренней попытке договориться с сепаратистами на Востоке Украины; 2) формирование более репрезентативного правительства; 3) конституционной реформе, что приведет к децентрализации полномочий.

Во-первых, Чарап предлагает Киеву остановить антитеррористическую операцию и попытаться открыто договориться с повстанцами. Продолжить ее следует, только если правительство сможет убедительно продемонстрировать местному населению, что сепаратисты отказываются заключить расчетливую компромиссное соглашение.

Во-вторых, Чарап считает, что в украинском правительстве должно быть больше представителей Востока и Юга. По его оценке, почти две трети всех должностей министров и других важных портфелей получили выходцы из западных областей, на которые приходится лишь 12% населения Украины. В то же время, непропорциональную к своей поддержки количество должностей в правительстве (одну треть) имеет партия “Свобода”.

В-третьих конституционная реформа должна привести к формированию “децентрализованной политической системы”, в которой ни один гражданин не почувствует, что его жизни может угрожать смена власти в Киеве. Чарап упоминает лишь о расширении полномочий регионов и прямые выборы губернаторов.

Он также недоволен тем, что США и ЕС готовы помочь Киеву в “скорой институциональной интеграции с Западом”, а это, по его мнению, грозит серьезным обострением разделений между Востоком Украины и Западом, которые имеют противоположные взгляды на отношения с ЕС или НАТО проблему.

Как Россия и Украина могут примириться

Метью Роджанскі, директор Института Кеннана в Международном центре поддержки ученых им. Вудро Вилсона, в статье в журнале The National Interest выражает осторожный оптимизм относительно будущего отношений Украины и России.

Роджанскі считает, что конфронтация Украины и России не может продолжаться долго из экономических соображений. Украина страдает от рецессии, а Россия может понести ее через санкции Запада. По его мнению, соглашение между Путиным и Порошенко вполне возможна, особенно учитывая высокие личные рейтинги обоих лидеров, и заявления Путина, что он готов иметь дело с будущим украинским президентом.

Сделка, вероятнее всего, будет включать обещание Украины погасить свои долги перед “Газпромом”, обещание не национализировать российские активы в Украине после аннексии Крыма, и обещание допустить желаемую для России сторону к переговорам относительно конституционной реформы. Путину не надо много обещать: пожалуй, он может только пообещать не оказывать дальнейшую материальную помощь сепаратистам, не перекрывать газопроводы и отказаться от очередных провокаций в этот чрезвычайно уязвимый период в украинской внутренней политике.

В долгосрочной перспективе России и Украине придется договариваться насчет “красных линий”, которыми являются ступени развития отношений Украины с ЕС и НАТО, а таком относительно чувствительного вопроса децентрализации полномочий, в частности, в сфере внешней торговли и безопасности. В этот момент между Москвой и Киевом нет достаточного доверия, поэтому добиться содержательных соглашений относительно этих проблем невозможно.