Террористы останутся ни с чем

Закон об особом статусе отдельных районов Донбасса может остаться только на бумаге. Изначально задуманный как рамочная инициатива (реальным смыслом он наполнится после принятия дополнительных подзаконных актов), он сразу вызвал неприятие как со стороны исполнительной власти — особенно тех чиновников, кто идет на парламентские выборы по спискам конкурентов президентской партии, так и ДНР/ЛНР. Также он подвергся обструкции «майдановской» общественности, расценившей закон как уступки России, и, стало быть, как проявление слабости власти. Выдержит ли мирный процесс такую атаку или война разгорится с новой силой?

Напомним, Рада гарантировала территориям, контролируемым ДНР/ЛНР, право на расширенные полномочия местного самоуправления (в частности, право создать собственную народную милицию и влиять на назначение прокуроров и судей), особые отношения с РФ, защищенные объемы финансирования из госбюджета. Также 7 декабря на территориях должны пройти выборы местного самоуправления.

И хотя формулировки закона достаточно расплывчаты и требуют уточнения, министры правительства Арсения Яценюка уже заговорили, что на деле все будет не так, как в законе. Например, защищенное финансирование из госбюджета за счет налогов, которые будут определять каждый год. Министр юстиции Павел Петренко уже заявил, что Кабмин не выделит ни копейки районам Донбасса, контролируемым боевиками. «Мы будем финансировать восстановление из госбюджета только тогда, когда на этой территории восстановится украинская власть и предприятия начнут работать. Формула проста — скинулись и восстанавливаем. А не за счет расходов всей Украины», — развил тему Арсений Яценюк на заседании правительства. По его поручению Минфин создаст спецфонд, наполнять который положено за счет владельцев предприятий и международной помощи. Однако олигархи вряд ли захотят наполнять «копилку Донбасса». По словам экономиста Александра Охрименко, для тех из них, кто нажился на проведении АТО, начало мирного процесса означает потерю экономической выгоды. Поэтому закон вряд ли заработает реально.

«Закон, в котором фактически четыре страницы, — не более чем декларация. Его приняли, чтобы Путин сделал следующий ход и продолжил вывод войск из Донбасса», — пояснил логику правительства в эфире канала «112» советник главы МВД Антон Геращенко.