The Economist: Линия фронта – Клинтон против Трампа

ma3001457345434После Супервторника все стало более или менее очевидно. Открывающиеся перед избирателями перспективы далеки от радостных. Дональд Трамп выдал очередную порцию гадостей в адрес иммигрантов, женщин и мусульман и одновременно с этим отказался осуждать белых шовинистов. Это не мешает ему с легкостью менять свою линию поведения в зависимости от ситуации и аудитории. Во время речи по случаю победы в 7 из 11 штатов он перестал огрызаться и попытался выглядеть по-президентски. Было бы ошибкой недооценить его способность симулировать степенность и превращаться в центриста.

Единственным препятствием на пути в Овальный кабинет для Дональда Трампа станет Хиллари Клинтон. Она очень сильный кандидат, но и у нее есть изъяны. Многие высшие функционеры демократической партии ее не любят за сухость и заносчивость, кроме того, прямо сейчас разворачивается скандал о возможном раскрытии Клинтон секретной информации.

Президентские выборы могут привести к трансформации обеих партий и пересмотру их политических платформ, что поможет добиться большей эффективности и стабильности государственной власти. Такой оптимистичный сценарий можно воплотить в жизнь, перенаправив энергию, возникшую в ходе нынешнего противостояния, в позитивное русло. Предварительные выборы четко показали, что значительная часть американских избирателей обозлена как своим собственными представителями и их оппонентами, так и миром в целом. Самым большим электоральным банком голосов как для демократов, так и для республиканцев являются 40% неопределившегося населения, которое очень редко ходит на выборы, считая это пустой тратой времени. Сегодня главная задача политтехнологов – возбудить этих людей своими лозунгами и привести их на выборы.

Если же события буду развиваться по самому очевидному сценарию, в котором Трамп встретится с Клинтон, то президентская гонка может иметь весьма неприятные и далеко идущие последствия. В частности, для республиканцев. После победы Трампа при помощи кампании, которая была построена на гневе и ненависти, республиканцы почти наверняка откажутся от свободной торговли, вернутся к политике изоляционизма, начнут эксплуатировать ксенофобию и экономический популизм. Если партия переживет такую смену идеологии, то к середине столетия она может превратиться в партию белых националистов в стране, где большая часть населения будет уже не белой.

Для Хиллари Клинтон гонка, основанная на гневе, может и не приведет к расколу демократической партии, но закончится ее поражением. Когда чаша терпения демократов переполняется, и они начинают выступать с резкими лозунгами, они, как правило, проигрывают, поскольку для людей их гневные лозунги звучат как оскорбление в адрес Америки. Трудно представить, чтобы респектабельная Клинтон намеренно стала играть роль политического бунтаря. Разозленные избиратели хотят увидеть новые лица, а у Хиллари Клинтон многолетний опыт работы в правительстве. Никто не может продемонстрировать больше ненависти, чем Трамп. Поэтому неудивительно, что Клинтон после победы в Супервторник говорила о, как раз, нехватке «любви и доброты» в политике.

Шанс на успех экс-госсекретаря заключается в асимметричности угроз. У нее есть возможность сформировать союз анти-трамповских избирателей. Среди некоторых республиканцев неприязнь к Трампу достигла такого предела, что стандартное правило, запрещающее перебегать в лагерь противника, может быть на этот раз проигнорировано. « Если Хиллари удастся одновременно добиться высокой явки собственных избирателей и переманить на свою сторону значительное число воздержавшихся республиканцев и перебежчиков, демократы могут не просто одержать уверенную победу на президентских выборах, но и консолидировать свои позиции в Сенате»,- полагает The Economist.