США будут останавливать Россию большими санкциями

Провалив попытку предотвратить спонсированный Россией референдум в Крыму, администрация Барака Обамы и ее европейские союзники в воскресенье переориентировали свои усилия на удержание Москвы от аннексии автономного украинского региона и усиления военного присутствия в других частях Украины.

В телефонном разговоре (третьем за две недели) с российским президентом Владимиром Путиным президент Обама сообщил, что референдум “никогда не будет признан Соединенными Штатами и международным сообществом” и что “мы готовы наложить дополнительные издержки на Россию за ее действия”, — заявил Белый Дом.

В более раннем заявлении Белого Дома, прозвучавшем в момент, когда результаты крымских опросов приближались к подавляющему большинству резидентов, проголосовавших в пользу вхождения в состав России, московские действия были названы “опасными и дестабилизирующими”; также в заявлении говорилось, что “военная интервенция и нарушение норм международного права наложат на Россию растущие издержки”, — пишет Карен ДеЯнг для Washington Post.

Чиновники Европейского Союза должны встретиться в понедельник с целью рассмотреть меры, включая заморозку счетов и запрет на въезд для пока не названных российских лиц, которых считают ответственными за военную агрессию и коррупцию в Украине; по словам министра иностранных дел Великобритании Уильяма Хейга, они “должны быть приняты”.

Но как далеко Запад готов продвинуться в деле наказания России за референдум и насколько серьезней Путин вознамерится установить контроль над частью (если не всей) Украины — пока неясно.

Озвученные на прошлой неделе обещания администрации Обамы взыскать цену, если голосование проведут (даже до проведения новых российских военных учений на восточной и южной границе Украины и субботнего захвата украинской газоперекачивающей станции прямо у северной границы Крыма), казалось, сделают введение как минимум некоторых санкций на этой неделе предрешенным.

Для Запада вопрос заключается в том, усилит или ослабит суровая расплата перспективу воздержания Путина от дальнейших действий.

Хотя до сих пор он был невосприимчив к американским и европейским угрозам, чиновники США думают, что цена, уже наложенная переворотом на российскую экономику, станет непереносимой, если Путин не поддастся.

Запад тоже может поплатиться, если Россия перекроет энергопоставки в Европу и сильнее надавит на украинскую экономику. Но западные представители также говорят, что готовы платить эту цену, и обещают Украине экономическую поддержку.

В то же время администрация Обамы хочет сохранить в резерве более серьезные меры наказания, которые введут в ответ на аннексию или дальнейшие российские попытки дестабилизировать Украину.

“В этом столетии мы оставили далеко позади дни, когда международное сообщество тихо наблюдает, пока одна страна силой захватывает территорию другой”, — говорится в заявлении Белого Дома. “Мы призываем всех членов международного сообщества продолжать осуждать такие действия, предпринимать конкретные шаги с целью наложить издержки, и вместе выступить в поддержку украинского народа, территориальной целостности и суверенитета Украины”.

Находясь в шаге от немедленной российской аннексии, по словам представителей США, Крым после референдума, скорее всего, продолжит существовать в подвешенном статусе — пока Россия и Запад решают, что с ним делать.

Как и с начала украинского кризиса в прошлом месяце, Обама призвал Путина воспользоваться преимуществом “свободной возможность урегулировать этот кризис дипломатическим путем”, то есть позволить международным наблюдателям расследовать предполагаемые случаи нарушений в отношении этнических русских в Крыму, которых Москва, по ее словам, защищает. Запад, наряду с многочисленными журналистами в регионе, заявил, что эти нарушения в большинстве своем не существуют.

Кремль также отрапортовал о телефонном разговоре, заявив, что Путин сказал Обаме о проведении референдума “в полном соответствии с нормами международного права и Уставом ООН”, он сравнил крымскую ситуацию с признанными Западом правовыми рамками развала бывшей Югославии.

Временное правительство Украины, под строгим руководством Соединенных Штатов и Европы, предложило конституционные реформы и консультацию с Россией по поводу нового механизма усиления крымской автономии. Президентские выборы в Украине, намеченные на 25 мая, “дадут законную возможность услышать голос всех украинцев о будущем их страны”, — повторил Белый Дом в воскресенье.

Но Обама, по словам Белого Дома, “снова заявил, что дипломатическое решение невозможно, пока российские войска продолжают вторжение на украинскую территорию, и крупномасштабные российские военные учения на украинских границах только усиливают напряжение”.

В субботу появился маленький проблеск оптимизма после телефонного разговора госсекретаря Джона Керри и министра иностранных дел России Сергея Лаврова. Министр иностранных дел сообщил, что собеседники договорились продолжать работать над решением кризиса посредством “скорейшего проведения конституционных реформ” в Украине.

Один из ведущих представителей госдепартамента, на правах анонимности по тонким дипломатическим причинам, сообщил, что “позитивно видеть Россию сосредоточившейся на политических процессах в виде проведения конституционных реформ”.

Но пока Россия не прекратит “провокативные” передвижения войск, не выведет их из Крыма назад в казармы, и не остановит своих партизан от агитации в украинских городах, — говорит чиновник, — политические попытки не могут быть восприняты всерьез.

Несколько весомых американских законодателей скептически выразились о любом соглашении, вовлекающем Россию.

Председатель Комитета по иностранным делам в Сенате Роберт Менендез на “Fox News Sunday” сказал: “Путин начал игру в русскую рулетку, и я думаю, Соединенные Штаты и Запад должны очень конкретно реагировать в ответ, потому что он будет просчитывать, как далеко сможет зайти. Это означает готовность к очень жестким санкциям, начиная с голосования в Крыму и далее”.

Он добавил: “Я думаю, вопрос будет заключаться в том, что Россия предпримет в ответ. И готовность к этим санкциям — против министра обороны, ФСБ, секретаря их совета безопасности, или, возможно, руководителей Газпрома и Роснефти, которые являются их нефтяными и газовыми компаниями — посылает очень четкое сообщение”.

Источник: http://delo.ua/