Кто решает судьбы многих жителей Юго-Востока

Несмотря на потуги новой киевской власти урегулировать конфликт в Донецкой и Луганской областях и подвести Антитеррористическую операцию к завершающему этапу, лидеры и сторонники самопровозглашенных Донецкой народной и Луганской народной республик строят свои далеко идущие планы относительно этих и других юго-восточных регионов Украины.

В частности, лидер движения «Юго-Восток» и член Партии Регионов Олег Царев, которого 3 июня Верховная Рада лишила депутатской неприкосновенности и мандата, инициировал провозглашение новой республики – Новороссии, в которую, по планам регионала, должны войти восемь областей Украины: Одесская, Николаевская, Херсонская, Запорожская, Донецкая, Луганская, Харьковская и Днепропетровская.

Чем закончатся события на Донбассе, какие перспективы у республики Новороссия, а также о том, какие еще существуют варианты разрешения конфликта в Донецкой и Луганской областях, корреспондент Новости Украины – From-UA вел дискуссию с политологом, директором украинского филиала Института стран СНГ и сторонником Новороссии Денисом Денисовым и народным депутатом ВО «Свобода», членом Комитета ВР по вопросам прав человека, национальных меньшинств и межнациональных отношений Богданом Бенюком.

Новости Украины – From-UA: – Господа, добрый день! Сегодня мы обсудим возможные, по Вашему мнению, варианты разрешения конфликта на востоке Украины, а также сможет ли его урегулировать киевская власть и новоизбранный президент Украины.

Первый вопрос к Вам, Денис Олегович. Вы, как сторонник Новороссии, считаете, что инициатива создания в восточных регионах страны Новороссии аутентична или же это искусственный политический проект? Какие исторические основания есть для создания Новороссии сейчас?

Денис Денисов: – Новороссия — это, в принципе, достаточно новый проект, особенно в том формате, в котором мы его сейчас наблюдаем, то есть на основании двух областей — Луганской и Донецкой, который был образован исходя из тех исторических данностей, реалий, которые сейчас наблюдаются на востоке Украины.

Как мы знаем, это стало возможным, потому что вследствие государственного переворота и необдуманных действий людей, которые пришли в Киеве к власти, очень большое количество населения юго-востока страны, в частности, Донецкой и Луганской областей, выступили со своим протестным мнением. Изначально было желание получить максимальную автономию в рамках Украины через федерализацию страны. Затем путем референдума были провозглашены ДНР и ЛНР, которые впоследствии, подписав документ, создали такое государственное образование, как Новороссия.

Какие перспективы у этого образования? Это зависит от множества факторов, но на данный момент можно говорить, что ключевым вопросом является результат того, что в Киеве называют АТО, а на востоке — зачисткой. В случае, если Киеву удастся подавить сопротивление народного ополчения Донбасса, тогда, я думаю, Новороссия как проект закончится, потому что, как мы знаем, люди, которые пришли в ходе последних выборов к власти, настроены на унитарную Украину без возможности федерализации. А то расширение прав регионов, о которых они говорят, это пока только лозунги, и никакой конкретики мы не видим. Это один вариант развития событий.

Другой вариант — Новороссия в лице ДНР и ЛНР сумеет отстоять свою независимость, не позволят киевским властям вернуть контроль над данными территориями. И здесь возможен либо вариант Приднестровья 1992-1994 гг., либо отчасти Абхазии и Южной Осетии — то есть это будут государства, ориентированные, в первую очередь, на РФ, формально являясь сателлитами РФ. Но, обладая определенным ресурсным потенциалом, промышленной, производственной базой, которая может быть модернизирована, если она не будет разрушена, это может стать достаточно сильным маленьким государством, которое вполне сможет себя самостоятельно прокормить.

В том случае, если в ближайшее время им удастся отстоять свою независимость в конфликте с киевскими властями, то я уверен, что впоследствии это станет полноценным государством, о чем свидетельствуют многочисленные примеры за последние 20 лет, начиная от Косово и заканчивая республиками бывшей Югославии.

И есть третий вариант — это самый нехороший и для жителей Новороссии, и жителей Украины и России, когда на этих территориях будет очаг нестабильности, потому что у киевской власти нет ресурсов, чтобы полностью подавить сопротивление на востоке страны — в ДНР и ЛНР, а у Новороссии нет ресурсов, чтобы перейти в наступление и выбить на приемлемую для себя дистанцию Вооруженные силы Украины. Здесь появляется постоянная зона конфликта средней интенсивности, которая на самом деле может продолжаться месяцы, годы и десятилетия, как показывает практика, в том числе и постсоветского пространства. Это, конечно, очень плохо, потому что это будет своеобразная серая зона. Как мы понимаем, это будет означать сосредоточие теневого капитала, большое количество криминальных элементов, и, конечно, это постоянная зона нестабильности, которая будет влиять на всех субъектов, которые ее окружают. Я думаю, что это самый неприемлемый вариант для всех сторон конфликта и для соседних стран, в том числе и для ЕС.

Денис Денисов: – Если брать за образцы некоторые образования постсоветского пространства — Южную Осетию, Абхазию, Нагорный Карабах, Приднестровье, то мы можем говорить о том, что по второму сценарию, если Новороссия действительно сможет завоевать свою независимость с оружием в руках, то некоторые страны постсоветского пространства признают ее как независимое государство и начнут выстраивать двусторонние отношения.

Европа и США, скорее всего, не признают, по крайней мере, в ближайшее время. Но нет ничего невозможного, и лучший пример этому — центр Европы и история с сербским автономным краем Косово, который аналогичным способом провозгласил независимость, потом самостоятельно провел референдум об отделении, и теперь он признан порядка 70 странами. Для функционирования экономики этих образований я не вижу проблем с признанием независимости, потому что сейчас существует целый ряд механизмов, как решать эти вопросы. Тут тоже надо понимать «между строк», что если есть большое желание признания, то можно пойти в ООН, предложить различным африканским и азиатским странам по миллиону долларов — и тут же наберется 50 стран, которые тебя признают. Было бы просто политическое желание.

Новости Украины – From-UA: – Богдан Михайлович, а какое у Вас мнение относительно того, какая судьба ждет Донецкую и Луганскую области? Они останутся в составе Украины, провозгласят отдельную республику или же присоединятся к России?

Богдан Бенюк: – Я являюсь представителем ВО «Свобода», а «Свобода» имеет конкретные траектории развития нашего государства. Те политические лозунги, с которыми мы выступаем по защите украинцев в нашей стране, говорят о том, какую судьбу мы можем желать и как хотим видеть развитие событий в Донецкой и Луганской областях. Это территория Украины, потому что никто не дал право разделять Донецкую или Луганскую область и говорить, что вот это должно отойти сюда, а это — туда, где живут украинцы, а где представители пятой колонны, которая там сейчас очень мощно присутствует.

То есть мы видим их будущее только в составе Украины, и думаю, что та военная операция, которая набирает обороты, пока будет, к сожалению, продолжаться. Все террористы будут уничтожены, потому что кто к нам с оружием приходит, тот он него и погибнет. С террористами никакие переговоры не ведутся, потому что они претендуют на нашу территорию.
Новости Украины – From-UA: – Как Вы относитесь к инициативе члена ПР Олега Царева образовать на юго-востоке Новороссию? Какие, по Вашему мнению, перспективы у этого образования?

Богдан Бенюк: – Этот вопрос вытекает из предыдущего. Все движения, которые связаны со вторым государственным языком, с федерализацией — это все вопросы, которые ведут к разрушению Украины и украинской нации как таковой. Мы категорически против этого, и все потуги, которые исходят от Олега Царева, это работа на другую страну — мы понимаем, что он претворяет в жизнь те идеи, которые идут со стороны кремлевского правительства.

Понятно, что Россия не всегда будет такой, какой она есть сейчас, потому что, слава Богу, у любого самого кровавого диктатора есть день рождения и день последнего вздоха, когда его душа отлетает. Все мы смертны. Российский народ разный, и он по-разному относится к украинцам. Но то, что происходит сейчас — это захват, набег. Сразу возникают параллели с Средневековьем, когда применялись подобные методы.

Олег Царев, безусловно, говорит устами лидера России. Если есть люди, которые симпатизируют ему и прислушиваются к каждому его слову, то, безусловно, они будут его поддерживать.

У меня совершенно иное мнение и думаю, что президентские выборы, которые у нас состоялись, подтвердили одну вещь: Украина унитарная страна, и попытки посягнуть на ее территории не должно быть даже в мыслях у каждого так называемого гражданина Украины. Почему я говорю так называемого? Потому что, оказывается, народ Украины разношерстный, его нельзя отождествлять с патриотизмом. Мы, как партия, заявляли, что не может быть в составе нашей унитарной страны отдельной Крымской автономии, потому что это противоречило нашей Конституции, мы выступали за то, чтобы вернуть Крыму статус области.

Те вещи, которые говорит это политик, он говорит со своей колокольни, со своих 1 м 98 см — вот он с высоты своего роста и говорит. В ВР уже обсуждалось его поведение, говорилось о том, что он ведет антиукраинскую пропаганду, и в ближайшее время он будет привлечен к ответственности (Генеральный прокурор об этом уже заявил).