Прежние отношения между Украиной и Россией вернуть невозможно

Триллион! Целый триллион, правда, не долларов, а только гривен, Украина собирается отсудить у России за аннексию Крыма и разорение, принесенное гражданской войной. Об этом на недавнем заседании Верховной Рады заявил премьер Арсений Яценюк, который заодно обвинил Москву в краже газа, принадлежавшего украинской компании «Черноморнефтегаз».
С таких вот радикально воинственных выпадов, которых в Украине ранее не делали даже во времена «оранжевой власти», сегодня происходит перезагрузка украино-российских отношений, которые за последние месяцы оказались на грани полного разрыва…

Легитимный и живой

Экономический шантаж России вынудил прежнее украинское правительство отказаться от подписания Ассоциации – и, как следствие, спровоцировал Евромайдан. Оголтелая российская пропаганда, называвшая его участников не иначе как «фашиствующими боевиками на службе Америки», полгода раскалывала страну. Она спровоцировала всплеск антиукраинских настроений в Крыму, который был тут же захвачен Россией, и на Донбассе – где уже два месяца идет гражданская война. Война, в которой принимают участие прибывающие из России диверсанты и террористы. Всё это время Москва упорно называла избранное Верховной Радой временное правительство «незаконной хунтой», цинично разорвала украино-российские соглашения и грозила Киеву экономической удавкой.

Было бы весьма странно, если бы после всего этого Украина продолжала мило улыбаться России и делать вид, что ничего не происходит. И всё же Киев ведет себя крайне сдержанно и пассивно. Российское посольство продолжает работу, украино-российская граница открыта (и через неё на Донбасс едут КамАЗы с чеченскими боевиками), российская собственность на территории Украины в целости и сохранности. Можно сказать, что Запад ввел против РФ куда больше санкций, чем это сделала сама Украина. И нынешние заявления Яценюка – первые серьезные угрозы, прозвучавшие из уст Киева. Пока что всего лишь угрозы…

Но если в Киеве начали вставать в позу боевого кролика, то риторика Москвы, напротив, становится всё мягче. Сначала Россия отказалась от демонстрации угрозы вторжения в Украину (под видом «миротворцев») и даже начала отвод своих войск от украинской границы. Это, кстати, привело сепаратистов Донбасса в большое уныние, так как их стратегия базировалась на ожидании прямой военной помощи россиян – и что делать теперь, они просто не знают.

Затем в Москве отказались от намерения «втюхать» непокорным хохлам газ по 470-530 долларов, попутно выдавив из них все задолженности и штрафы, о которых только можно было вспомнить. В настоящее время между «Газпромом» и «Нафтогазом» идут сложные переговоры, в которых украинская сторона проявляет упертость, а российская – уступчивость. И якобы стороны уже говорят о цене в рамках 350-380 долларов.

Наконец, в начале июня изменилась риторика Кремля относительно украинской власти. И это понятно, ведь в Украине прошли внеочередные президентские выборы, после которых Янукович уже не является «единственным живым и легитимным» главой державы. И хотя официальных признаний этих выборов, равно как и официальных поздравлений в адрес Петра Порошенко, из Москвы так и не поступило, слово «хунта» исчезло из оборота кремлевских политиков и российских СМИ.

А затем Владимир Путин лично высказался о возможности сотрудничества с новым украинским президентом. Правда, наговорив при этом кучу условий – прекратить АТО, смириться с утратой Крыма и т.д. Однако, думается, что это было сказано лишь для сохранения лица России как диктующей стороны, а также в попытке хоть как-то спасти жизнь и свободу «своих» – мятежников Донбасса, среди которых есть и засланные туда граждане РФ. Ведь если Порошенко откажется от этих условий, то вряд ли Путин капризно отвернется от него и будет ждать еще несколько лет до избрания нового украинского «легитимного и живого»…

АТО: быть или не быть?

Честно говоря, никакой «антитеррористической операции» (АТО) в Украине толком никто еще не начинал. Войска только размещались, разворачивались вокруг мятежных регионов – вяло, неуклюже, неумело. Умудрившись потерять при этом несколько вертолетов, два десятка единиц бронетехники и неучтенное количество убитых, раненых и сбежавших бойцов. Украинской стороне повезло, что террористы еще не разжились трофейными «Буками», иначе бы численность отечественной штурмовой авиации значительно снизилась.

Через день приходят сообщения об очередной воинской части, взятой боевиками или сдавшейся им на милость. Это при том, что «штурм» этих частей больше напоминает пентбол с автоматами, то есть стороны не проводят ни настоящего штурма, ни удара на уничтожение, ни полноценной обороны. Они просто перестреливаются, как африканцы во время своих межплеменных конфликтов.

Украинские силовики демонстрируют свое полное неумение воевать. Войска тупо стоят на природе, днем изнывают от жажды, а ночью кормят комаров. Нет ни тактики, ни стратегии. Похоже, что офицеры и генералы ленятся даже заглянуть в собственный полевой устав, не то чтобы вспомнить и применить опыт советских ЧОН, немецких ягдкоманд, израильских штурмовых групп. Полное отсутствие всякого энтузиазма, солдаты хотят лишь домой, генералы – только денег.

Это ужасающее состояние украинских Вооруженных сил не привело к катастрофе лишь потому, что противник у них ненамного лучше. Это даже не «махновцы», а просто какой-то невероятный сброд без единого командования и единых целей, где нередко бывшими уголовниками командуют пентболисты и военно-исторические реконструкторы, а 50-летние радикулитные «афганцы» сколачиваются в группы, считающие себя элитой спецназа. Армия постапокалипсиса…

Однако такое патовое положение сторон устраивает сегодня всех. Оно устраивает сепаратистов, отчаявшихся получить поддержку России и боящихся начала настоящей АТО. Оно устраивает Москву, которая не может прямо помочь своим протеже, но и не желает, чтобы Донбасс вновь вернулся под управление Киева. Оно устраивает Киев, который, имея многократный перевес в людях и технике и бездарно теряя и то и другое, позорно топчется под Славянском и Донецком. Оно устраивает и Вашингтон, который вдруг передумал громить Россию санкциями и посоветовал Украине подружиться с ней.

Более того, Барак Обама ничего не сказал о возвращении Крыма. Таким образом, можно сказать, что главный западный союзник Украины, чье слово является решающим в международной политике, просто молча согласился с этой аннексией. И посоветовал это сделать Украине…

Тень Чернобыля

Забавная получилась трансформация: Украина, которая еще недавно лишь невнятно мямлила ноты протеста, теперь грозит России триллионным иском, а вот Россия и США внезапно поменяли воинственную риторику на призывы к миру. К чему бы это?

Можно выдвинуть немало интересных и остроумных гипотез. Например, что Путин оказался таким мудрым и могущественным, что победил Америку в подковерном дзюдо, и теперь побитый Обама капитулирует, приказывая Украине сделать то же самое. Или что Украина оказалась такой шокирующе неспособной себя защитить, что Вашингтон посоветовал ей взять тайм-аут для реанимации своих Вооруженных сил, без чего ни о какой АТО на Донбассе и тем более возвращения Крыма не может быть и речи, даже при поддержке Запада. Или что слова Барака Обамы о мире, равно как и высказанные Путиным условия Киеву, были не более чем ничего не значащими публичными словами политиков, которые на самом деле готовятся к новому этапу конфронтации…

Как бы там ни было, но ситуация в Украине и вокруг неё стала довольно сложной. Похоже, что планы заинтересованных сторон, которые вводились в действие в марте, теперь нарушены, всё пошло наперекосяк. Россия так и не смогла «отжать» у Украины ни «Новороссию», ни даже Донбасс – но и Украина до сих пор не смогла подавить мятеж сепаратистов. Санкции Запада заставили Россию отказаться от прямого силового вмешательства – однако с её территории на Донбасс продолжают прибывать сотни боевиков, что поддерживает в тлеющем состоянии огонь войны, которая может перейти на качественно иную стадию – и тогда кто знает, как далеко всё может зайти! А ведь Украина – это не только труба для поставок газа из России в Европу, но и несколько атомных станций.

Такой сценарий не нужен никому, даже Америке – превращать Европу в гигантскую Чернобыльскую зону не в её планах. Но единственным способом загасить конфликт является добрая воля России, если она перестанет запускать на Донбасс «ополченцев» и откажется от планов вооружить их кое-чем посерьезней автоматов и гранатометов. В этом случае, как минимум, война не выйдет за нынешние рамки.

Однако проявлять свою добрую волю просто так Россия не желает и выставляет ряд определенных условий. Понятно, что не все из них будут выполнены, и большинство из них лишь политические заявления, призванные, как было сказано, лишь сохранить лицо Кремля. Однако существует один базовый пункт, от которого Москва не отступится: Крым. Признание его утраты Украиной будет не только последним штрихом в этой победе Путина, но и автоматически закроет программу антироссийских санкций Запада, что полностью поставит точку в этом геополитическом конфликте…

Баш на баш

Таким образом, Киев просто вынужден сесть за стол переговоров с Москвой, хочется ему это или нет. И предметами этих переговоров будет прекращение конфликта на Донбассе и статус Крыма.

По первому вопросу Россия наверняка готова на уступки, просто хочет сделать красиво. В настоящее время она пока еще пытается спасти своих союзников-сепаратистов, склоняя Киев к их амнистии, а также к федеративному статусу Донбасса (надеясь этим заложить мину с часовым механизмом). Но если это не удастся, Кремль пожертвует ими. Прекратит присылать им подкрепление и оружие, вернет обратно своих «джигитов» и не будет противодействовать проведению в регионе АТО. Повозмущается в телевизоре «зверствами карателей», но не больше.

Но что Кремль потребует взамен? Возможно, решение второго вопроса в свою пользу – то есть признание Украиной утраты Крыма. Это устроило бы почти всех политических игроков, однако это не устроит украинский народ. Но есть вариант: украинская власть берет на себя перед Москвой такое обязательство, а затем долго и методично убеждает украинских граждан в необходимости такого шага. Правда, непонятно, что же тогда станет гарантией выполнения такого обязательства? Может быть, именно для этого Кремль и требует амнистии для сепаратистов, чтобы держать их как запасной козырь? И если Киев попробует надуть Москву, то Донбасс вновь вспыхнет…

Еще одним принципиальным вопросом для России является внеблоковый статус Украины. Вполне естественно, что после тех «любезностей», которые за последнее время оказал Украине «братский сосед», представление украинцев относительно своих врагов и союзников сильно изменилось. Число сторонников НАТО в стране значительно выросло, и теперь они хотят туда не просто так, на всякий случай, а для защиты от конкретной угрозы с конкретной стороны.

В случае отказа от Крыма, шансы вступления Украины в блок лишь увеличатся: официально территориальных споров у неё уже не будет, зато появится возможность крепко отомстить России. Тут Москва может попасть в неловкое положение выбора: либо Крым, ли членство Украины в НАТО. Впрочем, окончательное решение будет за самим НАТО, поэтому у Кремля есть возможность вновь расстроить эту «свадьбу», как он уже сделал в 2008 году. Вопрос лишь в том, чем России придется пожертвовать взамен на внеблоковый статус Украины?
Прощай, угрюмая Евразия!

Своей главной внешнеполитической задачей в 2013 году Кремль считал срыв евроинтеграции Украины. Однако ликование было недолгим, и сегодня не только Украина пожинает плоды этой «победы» Путина. Пытаясь затащить её в свой Таможенный Союз силой, российский президент в итоге остался у разбитого корыта.

Политические последствия: теперь Украина уже никогда не войдет ни в ТС, ни тем более в Евразийский союз. Экономические последствия: кропотливо выстраиваемая Путиным «союзная» экономическая система охнула и пошатнулась под ударами санкций Запада. А Европа теперь более озабоченно относится к планам российской углеводородной экспансии. Так что в данный момент главная экономическая задача Кремля – сохранить уже достигнутое, не помышляя о новых достижениях. Не от хорошей жизни «Газпрому» пришлось заключать невыгодный договор с Китаем.

Это принуждает к миру уже Россию. Теперь задача Путина – как можно скорее наладить новые экономические отношения с Украиной в сфере газового транзита. Чему, понятное дело, должно предшествовать политическое перемирие, без которого у Киева нет никакого резона спасать экономику противника. Поэтому заключение больших транзитных договоров между Киевом и Москвой – дело ближайшего времени. Ведь этого от них с нетерпением ожидает и Европа.

Но, похоже, что заново выстраиваемые отношения двух стран ограничатся лишь газом. Не только потому, что вот уже год, как экспорт-импорт между ними подвергается непрерывным ударам политической грозы и уверенно сокращается. Украина вновь идет к Ассоциации с ЕС, а Россия еще в прошлом году заявила, что это приведет к серьезному разрыву украинской и российской экономик…

Таким образом, в ближайшие годы отношения Украины и России будет висеть буквально на ниточке газовой трубы, и неизвестно, начнут ли они расширяться вновь. Во всяком случае, производственная кооперация между странами будет свернута, а экспорт-импорт ограничится готовой продукцией – это будет продиктовано постоянным ожиданием нового конфликта между странами, и бизнес будет стараться избегать подобных рисков.

Добрососедскими эти отношения уже не будут, а фраза «братский народ» вызовет лишь недобрый смех. Это будет вынужденное сосуществование, наподобие соседства России и Эстонии или России и Грузии, с лицемерными политическими улыбками и спрятанными за спинами ножами. Россия надолго, а может, и навсегда потеряет Украину, однако для последней это станет лишь началом новой эпохи в своей истории…