Россия теряет поддержку среди населения центральноевропейских стран

24 июня начал действовать первый контингент многонациональной боевой группы НАТО, созданной для охраны восточного фланга Словакии под командованием чешских войск. Словакия присоединяется к Венгрии, Румынии и Болгарии в качестве новых получателей расширенного передового присутствия НАТО, которое до нынешнего российского повторного вторжения в Украину было развернуто только в Польше и странах Балтии.

Не так давно было бы немыслимо, чтобы Словакия пригласила войска НАТО и США для длительного пребывания на своей территории. В январе прошлого года президент Словакии Зузана Чапутова подвергалась насмешкам со стороны оппозиции – партия бывшего премьер-министра Роберта Фицо даже обвинила ее в том, что она “американский шпион”, – за то, что глава Словакии просила разместить войска НАТО в стране. Теперь крайне левая партия «Smer», которая исторически выступала против НАТО и трубила о поддержке кремля, признала, что “россия, по крайней мере, частично несет ответственность за трагедии на Украине”. «Smer» и другие маргинальные русофильские партии в Словакии, такие как «Ľudová Strana» и «Hnutie Republika», также смягчили свою критику в адрес НАТО.

Проще говоря, восприятие Словакией угрозы россии радикально изменилось от деликатного стратегического партнерства, поддерживаемого “славянской братской близостью”, к более враждебному взгляду на огромную страну как на регионального агрессора, контролирующего ключевой импорт энергоресурсов. Этот сдвиг приближает Словакию к давним взглядам соседних Чехии и Польши.

В свою очередь Польша, которая находится рядом с россией и косвенно находится под угрозой российской агрессии, скорее всего, будет испытывать самые высокие уровни риска безопасности по отношению к россии. Между тем Чехия не находится в непосредственной близости от россии, но у нее напряженные дипломатические отношения, исторические обиды и она стала жертвой нескольких шпионских атак со стороны кремля, кульминацией которых стал взлом серверов чешских больниц в начале 2020 года, который серьезно подорвал работу системы здравоохранения. Напротив, Словакия до повторного вторжения в Украину в 2022 году находилась в одном буферном государстве от россии.

Базирующаяся в Братиславе организация «GLOBSEC», которая предлагает самый полный аккредитованный опрос в Центральной Европе, в 2019 году выявила, что 80% чехов и только 56% словаков заявили, что проголосовали бы за то, чтобы остаться в НАТО, если бы был проведен национальный референдум. Более половины словаков заявили, что, по их мнению, Североатлантический альянс “умышленно провоцирует россию, окружая ее военными базами”, в то время как лишь около трети чехов сказали то же самое. Возможно, самый поразительный и актуальный вопрос для восприятия угрозы заключался в том, считают ли респонденты, что Соединенные Штаты или россия представляют “серьезную угрозу для их страны”. 41% словацких респондентов считают, что США представляют угрозу, и только 26% указали на россию. Чехи выразили обратное. Только 20% опрошенных положительно отреагировали на угрозу безопасности США, а 52% охарактеризовали россию как угрозу.

«Словакия политически более поляризована, ее население меньше доверяет политической системе, в парламенте представлено больше крайне правых и крайне левых политических партий, что создает благоприятную среду для кампаний по дезинформации.Но насильственная агрессия россии на пороге Словакии и полмиллиона беженцев с конца февраля 2022 года, серьезно подорвали усилия кремля по ведению информационной войны», – считают политтехнологи.

Министерство внутренних дел Чехии выявило а информационном пространстве своей страны, два нарратива, касательно рф. Первый — рф жертва, защищающаяся от НАТО, окружающего ее кольцом военных баз. Второй — напоминает о том насколько сильна российская армия. Отмечается, что любое сопротивление ей бесполезно.

Недавний опрос «GLOBSEC» показал, что жители Центральной и Восточной Европы, которые верят одному из этих нарративов, с большой вероятностью поверят и другому.

«Публикуемые в последнее время в европейских СМИ жуткие сцены казней мирных жителей, разрушения церквей и нападений на города, сильно ослабили первый медийный нарратив о “российской жертве”. Второй нарратив о россии как о “неукротимой сверхдержаве” пострадал еще больше, особенно в начале войны.СМОТРИ ТАКЖЕРеакция РФ на санкции Украины Это не оставляет кремлю ничего, кроме как угрожать западным соседям ядерным уничтожением, что можно отнести к третьему нарративу, такому же “опасному”, как и “непобедимая российская армия”, – считают политологи..

Через несколько месяцев после полномасштабного вторжения в Украину, было проведено еще одно исследование среди чешского и словацкого населения: примерно половина респондентов из каждой страны считают, что путин не остановится на вторжении в Украину. Более того, они теперь высказывают схожие взгляды на то, должны ли силы НАТО оказывать непосредственную военную поддержку украинцам на поле боя.

«Восприятие общественности, продемонстрированное в данных опросах, может быть мимолетным, а выборные должностные лица в Словакии не отражают текущие тенденции в общественном мнении. Тем не менее, несколько маргинальных словацких партий уже существенно скорректировали свою внешнеполитическую позицию в связи с событиями в Украине. Чем дольше бушует война и чем ближе она подходит к словацкой границе, тем более постоянными, вероятно, будут эти негативные представления об угрозе россии», – комментируют данные опроса политологи.